Доступная среда
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МДОУ нет детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах реализуется основная образовательная программа.Территория МДОУ беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.
Вниманию родителей!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Предметно-пространственная среда
групп «Ромашка», «Солнышко»
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду в своей групп, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом.
Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Предметно-пространственная среда в наших групп начинается уже с раздевалок. Непременным атрибутом раздевалки в детском саду являются информативные уголки для родителей. Это положено по уставу детского дошкольного учреждения. Чтобы не портить нарядный вид помещения, информацию о здоровье и закаливании размещают на стендах.
На шкафчиках стоят папки-передвижки с полезной информацией для родителей.
Также нами оформлен «Домик настроения детей» для уединения. Содержание предметно-развивающей среды в нашей группе соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Создавая среду развития в группах, мы учитывали следующие параметры: • содержательно-насыщенная, развивающая; • трансформируемая; • вариативная; • доступная; • безопасная; • эстетически-привлекательная.
Область:Социально-коммуникативное развитие.
1.Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей, учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке:
- мебель для кухни и набор кукольной посуды (шкаф –стелаж для посуды стол, стульчики, ;
- наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов;
-коляски для кукол-4 штуки;
- атрибуты для игры в «Дом»-кроватки, шкафчик, постельные принадлежности);
-атрибуты для игры в «Парикмахерскую» ( зеркало-трюмо, набор для игры (ножницы ,расчески, накидки)
-атрибуты для игры в «Больницу»(халат для врача, колпак, набор «Доктор»;
- куклы разных размеров -20 штук;
-кроватки для кукол.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними.
Остальной игровой материал размещен на низких стеллажах:
-пирамидки разных размеров- 5 штук;
-логический диск-4 штуки;
2.Центр ПДД.
Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.
В центре ПДД у нас находятся:
-макет светофора;
- набор машинок различной величины (грузовики,тракторы,легковые машинки разных размеров и цветов);
-дорожные знаки по ПДД;
-макеты деревьев;
-фигурки людей, животных.
-плакат с правилами по ПДД.
3.Центр пожарной безопасности.
Задачи: способствовать формированию элементарных знаний о пожаре, его последствиях, действиях и способах тушения. Формировать понятия о профессии пожарного .
В центре пожарной безопасности у нас имеются :
-макет пожарного щитка с оборудованием;
-пожарная машина;
-мелкий строительный материал.
Область: Познавательное развитие.
1.Центр сенсорики.
Задачи: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Оборудован привлекательными и яркими предметами: вкладыши-формы, головоломки, наборы картинок для группировки. Также центр сенсорики содержит следующие пособия:
-кубики-вкладыши разных форм и размеров-4 штуки;
-мозаика крупная разных цветов-2 штуки;
- объемные вкладыши из 5-10 элементов;
-пирамидки (из 6-10 элементов)-3 штуки;
- шнуровки-4 штуки;
- фигурки для нанизывания на шнурок-2 штуки;
-пирамидки разных диаметров-3 штуки;
-игры –головоломки с бусинами-3 штуки;
-развивающие подушки-5 штук;
-развивающие доски-5 штук;
-наборы кубиков «Лего»- 4 штуки;
-набор игр с прищепками разных размеров и цветов-3 штуки;
-игры с прищепками на компакт-дисках-10 штук.
2.Центр конструирования.
Задачи: Обогащается сенсорный опыт детей. Действуя со строительными материалами, они приобретают элементарные представления о форме, величине предметов, учатся ориентировке в пространстве.
Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.
В нашем центре конструирования имеются:
-Большой конструктор-строитель пластмассовый;
- настольные строительные наборы типа «Лего»;
- крупные пластмассовые конструкторы;
- небольшие игрушки для обыгрывания построек(животные ,фигурки людей)
3.Центр экспериментирования.
Задачи: Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
В центре экспериментирования имеется:
- различные емкости для воды и сыпучих,
-предметы разной величины, веса, формы;
-ведерки разного объема ,формочки и лопатки;
-тазик с пластмассовыми крышками разных размеров;
-тазик с мелкими разноцветными камушками;
-ящик с песком.
4.Центр природы:
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Наш центр природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, дети узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.
Центр природы содержит в себе:
-фигурки животных разной величины;
-природный материал(камушки, ракушки, шишки);
-наборы картинок животных «Мама-малыш»;
-экспонаты изготовленные руками воспитателей (корзинки,цветы,поделки из газетных трубочек);
-календарь природы по сезонам.
5.Центр краеведения.
Задачи: приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей живущих в России Наш центр краеведения содержит:
-куклы мальчика и девочки в национальной русской одежде;
-игрушки кошка и собака
-книжки-брошюры «Природа родного края», «Наш город на Оке»;
-пальчиковая игра «Моя семья»;
-книжки для детей
6.Ф.Э.М.П.
Задачи: направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;\
-формирование элементарных математических представлений(один-много);
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Центр физической культуры:
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия .
палки гимнастические-40 штуки;
мячи разных размеров-30 штук;
обручи пластмассовые-15 штуки;
скакалки -10штуки;
кегли пластиковые- 4 набора по 6 штук в каждом;
ленты разных цветов-12 штук;
флажки-15 штук;
кольцо для игры в баскетболл-2 штуки;
атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики-бубен -4 штуки.
Область: Художественно-эстетическое развитие.
1.Центр изобразительного искусства:
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы, которые есть в уголке:
- наборы цветных карандашей;
- альбомы ;
- гуашь;
- цветные восковые мелки;
- кисточки - тонкие и толстые;
-баночки для промывания кисти от краски;
-бумага для рисования разного формата;
-пластилин, стеки ,дощечки для лепки;
-ватные палочки для рисования;
Также здесь находятся фигурки дымковских игрушек и панно с изображениями различных видов росписей (гжель, хохлома)
2.Музыкально – театральный центр:
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в центре:
набор шумовых коробочек-8штук;
звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др) ;
театр настольный;
наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.)
маски для постановки сказок;;
Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Область: Речевое развитие.
Книжный центр: Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре:
-шкаф- стеллаж для книг;
- стол и два стульчика;
- книжки по возрасту, любимые книжки детей, книжки-малышки,
- альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»;
- наборы сюжетных и предметных картинок ;
- игры по познавательному и речевому развитию согласно возрасту.
-игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку» и другие
Предметно-пространственная среда
групп «Ромашка», «Солнышко»
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду в своей групп, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом.
Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Предметно-пространственная среда в наших групп начинается уже с раздевалок. Непременным атрибутом раздевалки в детском саду являются информативные уголки для родителей. Это положено по уставу детского дошкольного учреждения. Чтобы не портить нарядный вид помещения, информацию о здоровье и закаливании размещают на стендах.
На шкафчиках стоят папки-передвижки с полезной информацией для родителей.
Также нами оформлен «Домик настроения детей» для уединения. Содержание предметно-развивающей среды в нашей группе соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Создавая среду развития в группах, мы учитывали следующие параметры: • содержательно-насыщенная, развивающая; • трансформируемая; • вариативная; • доступная; • безопасная; • эстетически-привлекательная.
Область:Социально-коммуникативное развитие.
1.Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей, учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке:
- мебель для кухни и набор кукольной посуды (шкаф –стелаж для посуды стол, стульчики, ;
- наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов;
-коляски для кукол-4 штуки;
- атрибуты для игры в «Дом»-кроватки, шкафчик, постельные принадлежности);
-атрибуты для игры в «Парикмахерскую» ( зеркало-трюмо, набор для игры (ножницы ,расчески, накидки)
-атрибуты для игры в «Больницу»(халат для врача, колпак, набор «Доктор»;
- куклы разных размеров -20 штук;
-кроватки для кукол.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними.
Остальной игровой материал размещен на низких стеллажах:
-пирамидки разных размеров- 5 штук;
-логический диск-4 штуки;
2.Центр ПДД.
Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.
В центре ПДД у нас находятся:
-макет светофора;
- набор машинок различной величины (грузовики,тракторы,легковые машинки разных размеров и цветов);
-дорожные знаки по ПДД;
-макеты деревьев;
-фигурки людей, животных.
-плакат с правилами по ПДД.
3.Центр пожарной безопасности.
Задачи: способствовать формированию элементарных знаний о пожаре, его последствиях, действиях и способах тушения. Формировать понятия о профессии пожарного .
В центре пожарной безопасности у нас имеются :
-макет пожарного щитка с оборудованием;
-пожарная машина;
-мелкий строительный материал.
Область: Познавательное развитие.
1.Центр сенсорики.
Задачи: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Оборудован привлекательными и яркими предметами: вкладыши-формы, головоломки, наборы картинок для группировки. Также центр сенсорики содержит следующие пособия:
-кубики-вкладыши разных форм и размеров-4 штуки;
-мозаика крупная разных цветов-2 штуки;
- объемные вкладыши из 5-10 элементов;
-пирамидки (из 6-10 элементов)-3 штуки;
- шнуровки-4 штуки;
- фигурки для нанизывания на шнурок-2 штуки;
-пирамидки разных диаметров-3 штуки;
-игры –головоломки с бусинами-3 штуки;
-развивающие подушки-5 штук;
-развивающие доски-5 штук;
-наборы кубиков «Лего»- 4 штуки;
-набор игр с прищепками разных размеров и цветов-3 штуки;
-игры с прищепками на компакт-дисках-10 штук.
2.Центр конструирования.
Задачи: Обогащается сенсорный опыт детей. Действуя со строительными материалами, они приобретают элементарные представления о форме, величине предметов, учатся ориентировке в пространстве.
Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.
В нашем центре конструирования имеются:
-Большой конструктор-строитель пластмассовый;
- настольные строительные наборы типа «Лего»;
- крупные пластмассовые конструкторы;
- небольшие игрушки для обыгрывания построек(животные ,фигурки людей)
3.Центр экспериментирования.
Задачи: Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
В центре экспериментирования имеется:
- различные емкости для воды и сыпучих,
-предметы разной величины, веса, формы;
-ведерки разного объема ,формочки и лопатки;
-тазик с пластмассовыми крышками разных размеров;
-тазик с мелкими разноцветными камушками;
-ящик с песком.
4.Центр природы:
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Наш центр природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, дети узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.
Центр природы содержит в себе:
-фигурки животных разной величины;
-природный материал(камушки, ракушки, шишки);
-наборы картинок животных «Мама-малыш»;
-экспонаты изготовленные руками воспитателей (корзинки,цветы,поделки из газетных трубочек);
-календарь природы по сезонам.
5.Центр краеведения.
Задачи: приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей живущих в России Наш центр краеведения содержит:
-куклы мальчика и девочки в национальной русской одежде;
-игрушки кошка и собака
-книжки-брошюры «Природа родного края», «Наш город на Оке»;
-пальчиковая игра «Моя семья»;
-книжки для детей
6.Ф.Э.М.П.
Задачи: направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;\
-формирование элементарных математических представлений(один-много);
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Центр физической культуры:
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия .
палки гимнастические-40 штуки;
мячи разных размеров-30 штук;
обручи пластмассовые-15 штуки;
скакалки -10штуки;
кегли пластиковые- 4 набора по 6 штук в каждом;
ленты разных цветов-12 штук;
флажки-15 штук;
кольцо для игры в баскетболл-2 штуки;
атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики-бубен -4 штуки.
Область: Художественно-эстетическое развитие.
1.Центр изобразительного искусства:
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы, которые есть в уголке:
- наборы цветных карандашей;
- альбомы ;
- гуашь;
- цветные восковые мелки;
- кисточки - тонкие и толстые;
-баночки для промывания кисти от краски;
-бумага для рисования разного формата;
-пластилин, стеки ,дощечки для лепки;
-ватные палочки для рисования;
Также здесь находятся фигурки дымковских игрушек и панно с изображениями различных видов росписей (гжель, хохлома)
2.Музыкально – театральный центр:
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в центре:
набор шумовых коробочек-8штук;
звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др) ;
театр настольный;
наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.)
маски для постановки сказок;;
Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Область: Речевое развитие.
Книжный центр: Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, которое есть у нас в центре:
-шкаф- стеллаж для книг;
- стол и два стульчика;
- книжки по возрасту, любимые книжки детей, книжки-малышки,
- альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»;
- наборы сюжетных и предметных картинок ;
- игры по познавательному и речевому развитию согласно возрасту.
-игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку» и другие
общежитие не предусмотрено
общежитие не предусмотрено
- Документы
-
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года)
(.pdf, 1.7 МБ
)
-
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 29 декабря 2014 года N 2765-р [Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы]
(.pdf, 517.3 КБ
)
-
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 1 декабря 2015 года N 1297 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы (с изменениями на 27 декабря 2018 года)
(.pdf, 1.1 МБ
)
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 12 февраля 2016 года N ВК-270/07 Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования (.pdf, 15.1 КБ )